Edward Albee – The Zoo Story
Nov. 18th, 2014 12:31 am![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)

JERRY: I've been to the zoo. [PETER doesn't notice.] I said, I've been to the zoo. MISTER, I'VE BEEN TO THE ZOO!
В зоопарке сегодня случилось нечто такое, что завтра будет во всех газетах, если уже не сегодня вечером по телевизору. Именно под таким предлогом Джерри насильно втягивает в некоторое подобие беседы Питера, который каждое воскресенье приходит почитать на одной и той же скамейке в Центральном парке.
Изначально «Zoo story» поставили в паре с «Последней пленкой Крэппа» Беккета, чем Олби очень гордился, и для первой пьесы она пользовалась значительным успехом и получила очень хорошую прессу. При этом критики разошлись во мнениях о сути самой истории.
Например, многие интерпретировали ее в религиозном ключе, видя в Джерри Христа, рассказывающего притчу и жертвующего собой ради спасения другого, а в Питере, соответственно, святого Петра, но текст пьесы, по-моему, противоречит этой версии.
Кто-то вычитал из пьесы потребность Джерри в гомосексуальном контакте. При желании можно найти в тексте доводы за: Джерри признается в наличие подобного опыта, с женщинами у него не складывается и он атакует маскулинность Питера и его семейную жизнь.
Мне ближе более «прозаическая» трактовка. То, что случилось в зоопарке – это то, что происходит сейчас и в центральном парке, и во всем мире, каким его знает Джерри. А его мир, в отличие от благополучной реальности Питера, это абсурдный мир безразличия и одиночества. Если в зоопарке общению мешают прутья, то в тут люди сами отгораживаются от остальных своеобразными клетками, не желая вникать в чужую жизнь и чужие проблемы. Да и инстинкт в Питере Джерри в итоге будит простейший животный – охранять свою территорию – и, умирая, переводит его из овоща в ранг животного. Джерри ищет самого обычного общения, он устал от жизни, в которой некого вставить в фоторамку и не с кем поговорить. Его общение с животными зеркально отражает общение с людьми: они к нему равнодушны, лишь в парадигме «убийца-жертва» Джерри удается установить подобие контакта с псом. История про пса – ключевой момент в пьесе. Во-первых, она раскрывает суть проблем Джерри и ее развитие несколько повторяется в случае с Питером; во-вторых, именно нежелание Питера услышать ее смысл и понять Джерри толкает последнего на крайние меры. Общение по Олби заранее бессмысленно и невозможно, что с бессловесным животным, что с другим человеческим существом.
Полвека спустя Олби вернулся к Питеру в пьесе «Homelife», своеобразном первом акте к «The Zoo Story», предваряющем события в Центральном парке. Как и что изменится для него после встречи с Джерри – вопрос открытый, разве что на ту самую скамейку он вряд ли теперь придет почитать.