Virginia M. Axline – Dibs
Feb. 2nd, 2017 08:40 pm![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)

Дибсу почти шесть лет. Он практически не разговаривает, на попытки одноклассников поговорить с ним или втянуть в игру часто отвечает агрессией, а школьный день обычно проводит, молча листая книги в углу или лежа под партой на некотором расстоянии от остальных. Уходить домой он при этом настолько не хочет, что иногда шоферу приходится тащить его в машину силой. Большая часть окружающих считает его умственно отсталым, учительницы тем не менее верят, что с ним все в порядке и он вот-вот раскроется, выберется из своей скорлупы. После очередного приступа агрессии родители других детей ставят вопрос об исключении Дибса, тогда в его жизни и появляется Экслайн – как последний шанс перед переводом в спецшколу.
То, что делает «мисс Эй» в ходе терапии, на непосвященный взгляд выглядит немного странно, как будто многое осталось за кадром. Потому что не делает она практически ничего и даже говорит очень мало. Дибс приходит каждый четверг в специальную комнату, где много разных игрушек, даже есть песочница, и нет никаких ограничений. Он может делать все, что хочет, никаких запретов нет – новое, волшебное для него чувство. Единственное нельзя – оставаться дольше положенного времени. Экслайн просто сидит в углу с блокнотом и не столько разговаривает с ним, сколько зеркалит то, что говорит сам мальчик, не раздавая никаких оценок происходящему и давая тем самым Дибсу пространство и возможность выплеснуть все эмоции и самому разобраться в них. И это работает. Дибс охотно играет и проговаривает все свои действия. Не нужно быть психологом, чтобы понять, что и как шло не так в его жизни: он ненавидит замки на дверях и вообще закрытые двери, на куклу-мальчика в его играх часто кричат и наказывают, а с родителями кукольной семьи часто случается что-то ужасное в наказание за нелюбовь и невнимание, хотя обычно кукла-мальчик их все-таки спасает. Картина семьи получается, мягко говоря, неприятная, но родителей скорее жалко: они тоже по-своему заперлись где-то глубоко в себе и несчастны, и им тоже хорошо бы найти себя. Экслайн их не осуждает, а наоборот, всячески подчеркивает, как важно не потерять контакт с родителями и как важно, чтобы и они приняли участие в происходящем.
Это довольно страшная история, потому что страшно, до чего можно довести собственного ребенка, даже будучи очень умным и образованным. Дибс не просто не умственно отсталый, он одаренный ребенок, который читает и рисует гораздо лучше детей своего возраста. Он жизнерадостный, внимательный ко всему вокруг и очень любознательный. Но ему отчаянно не хватает друзей и возможности просто быть собой, без постоянных оценок и ярлыков, и ему ужасно повезло, что все в итоге сложилось хорошо. Так что это в общем еще одна книга о том, что не нужно пытаться натянуть ребенка на свое представление о прекрасном, а нужно его любить и учиться с ним общаться. Но на эту тему вообще не бывает много книг, по-моему. Тут много информации к размышлению для любого родителя любого ребенка, потому что маленькие эпизоды невнимания случаются со всеми, не говоря уже про ощущение «привычная жизнь кончилась», а мысль о том, что иногда лучше всего ничего не делать, очень редко приходит в голову. Не знаю, насколько книга могла устареть (первое издание вышло почти полвека назад), но хорошо представляю, как она могла вдохновить кого-то на выбор профессии.