bukogolik: (Default)
bukogolik ([personal profile] bukogolik) wrote2012-12-30 02:29 am

Генри Каттнер – Хогбены, гномы, демоны, а также роботы, инопланетяне и прочие захватывающие неприятн

      Самое чудесное в Генри Каттнере – это то, насколько разным он умеет быть. Невозможно угадать, не зная заранее, что вот эту суровую историю про жизнь солдата и те забавные рассказы про чудаковатых провинциалов со сверхспособностями написал один и тот же человек. Да, многие включенные в сборник вещи были написаны в соавторстве с его женой, Кэтрин Мур, но не думаю, что это серьезно меняет дело. В какой-то статье о Каттнере писали, что даже современники порой ошибались и считали других писателей очередными псевдонимами Каттнера и наоборот.
      КаттнерСборник я начала читать еще осенью, но старательно растягивала удовольствие как можно дольше. Разве что последнюю вещь прочитала целиком за вечер, но она и самая большая по объему. Сложно выделить что-то одно. С самой известной, наверно, повестью авторов «Лучшее время года» я уже была знакома благодаря «Модели для сборки». Цикл про хогбенов – это как раз забавные рассказы из жизни провинциалов, которые всеми силами сопротивляются попыткам внешней цивилизации вытащить их из родной деревни. Семейка у них прелюбопытная, они и мысли читать умеют, и дождь вызвать, и невидимыми становиться, и чего только не :) В таком же ироническом ключе написан и цикл про изобретателя Гэллегера.  Он вообще умеет конструировать что угодно из любого мусора, но только после обильных возлияний. На трезвую голову Гэллегер чаще всего просыпается в самом центре неприятностей и пытается понять, как бы напиться, чтобы все исправить, а заодно – что именно нужно исправлять.
      С иронией и чувством юмора у Каттнера и Мур вообще все в порядке, как и с фантазией, поэтому пишут ли они про гномов, демонов, инопланетных преступников или слишком умных детей, получается у них здорово и интересно. Самый безудержный полет фантазии из попавших в сборник рассказов – «Все тенали бороговы». Я вообще всегда что-то такое подозревала и думаю, что этой историей сам Льюис Кэрролл остался бы доволен. А вот самый лиричный и какой-то очень мой рассказ – это «Жилищный вопрос». Продуманная и красивая история о домашнем очаге и счастье. Каттнера, кстати, на удивление мало экранизировали. Не считая «Последней мимзи вселенной» и вспомнить нечего, ну вот по «Лучшему времени года» еще какое-то кино сняли, а ведь такой материал! Можно было сделать отличный мини-сериал или хотя бы мультфильм снять про тех же хогбенов.
      Завершающие сборник «Ночная битва» и «Ярость» выбиваются по общему настроению и манере повествования. Иронии тут практически нет, да и вообще это такие крепкие истории про Венеру, где все предельно реалистично и никаких тебе фокусов. Человечество все же уничтожило Землю в атомной войне, и теперь остатки людей живут на Венере в куполах: скрытых под толщей воды мегаполисах, где всем заправляет кучка бессмертных. В «Ночной битве» купола еще ведут меж собой войны, привлекая для этого свободных солдат – также живущих общинами воинов. В «Ярости» эпоха сражений уже ушла в прошлое и в центре сюжета история Сэма Рида, не подозревающего о своем бессмертии пройдохи с имперскими амбициями. Тут уже стоит проблема колонизации поверхности Венеры и дальнейшего развития. Главный персонаж, надо признать, личность малосимпатичная, из тех, кому совершенно не сопереживаешь, а скорее ждешь, на чем же он прогорит. Жалко, что переводчики разные, поэтому один и те же фамилии и понятия в этом маленьком цикле на русском звучат по-разному.

Post a comment in response:

This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting